Календарь
« Ноябрь 2017
Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб. Вс.
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   
Статистика


Блокировка действия АЧР-1 при отключениях в цикле АПВ или АВР
Кузник Ю. С., инженер Курскэнерго

Известным недостатком схем автоматической частотной разгрузки (АЧР) типа АЧР-1 является возможность их неправильного срабатывания при кратковременном снятии напряжения с реле частоты, вызванном отключением питающих линий электропередачи или трансформаторов с последующим через небольшой промежуток времени включением питания подстанции в результате успешного действия АПВ или АВР. Вероятность неправильного действия АЧР-1 по указанной причине повысилась после широкого внедрения в эксплуатацию полупроводниковых реле частоты РЧ-1.
Разнообразные блокировки, предотвращающие ложные срабатывания АЧР-1 (сопоставление значений частоты напряжений на двух секциях подстанции, контроль перетоков мощности по питающим трансформаторам и др.), сложны и не всегда эффективны. Следует заметить, что при работе энергосистемы с пониженным значением частоты неправильное срабатывание АЧР-1 не может быть исправлено успешным действием ЧАПВ после восстановления напряжения на подстанции.

Схема оперативной блокировки действия АЧР-1 от выходного реле ДЗШ

Схема оперативной блокировки действия АЧР-1 от выходного  реле ДЗШ

В Курскэнерго для предотвращения неправильного срабатывания АЧР-1 при срабатывании дифференциальной защиты шин (ДЗШ) используется блокировка, схема которой приведена на рисунке. Запрет действия АЧР-1 осуществляется с помощью промежуточного реле KL, срабатывающего при замыкании контакта KLШ1 выходного реле ДЗШ. Возврат схемы АЧР-1 в исходное положение осуществляется после срабатывания схемы АПВ шин и размыкания ее контакта KLапв в цепи обмотки реле KL.
Такая схема блокировки автоматически выводит АЧР-1 на все время обесточивания шин в цикле АПВ шин. Этим предотвращается ложная работа АЧР от остаточного напряжения подключенных потребителей.
В случае отказа действия АПВ шин последующий ввод АЧР-1 обеспечивается кратковременным снятием (вручную, кнопкой) питания промежуточного реле блокировки при наличии сигнала о выводе АЧР. Возврат схемы АЧР-1 в исходное состояние может быть осуществлен и автоматически посредством одновременного пуска реле времени КТ с уставкой, превышающей время АПВ или АВР сборных шин.
Вместо самоудерживания применяется двухпозиционное реле блокировки со срабатыванием от защиты сборных шин и возвращающееся в исходное состояние от устройства автоматики или повторителей, восстанавливающих напряжение на шинах подстанции. При этом выбор задержки срабатывания АЧР-1 осуществляется с учетом отстройки от переходного процесса включения выключателя и восстановления напряжения на сборных шинах.
Таким образом, АЧР постоянно находится во введенном положении за исключением интервала времени отключения сборных шин от защиты в цикле успешного АПВ или АВР. Пуск оперативной блокировки прежде всего осуществляется от специальной защиты сборных шин, но может осуществляться также и от защит отдельных источников питания, что расширяет возможности использования такой блокировки. Предложенная схема блокировки должна применяться в тех случаях, когда питание потребителей объекта осуществляется только с шин высшего напряжения подстанции.

Источник: журнал Энергетик 1987, 2 стр. 30

Опубликовано: 18 Января, 2015  09:39 Просмотров: 2481 Печать